На фестивалях авторской песни (9 класс) доклад по теме Культура и Искусство

Доклад раскрывает тему "На фестивалях авторской песни (9 класс) ".
Презентация поможет подготовится к предмету Культура и Искусство, может быть полезна как ученикам и студентам, так и преподавателям.
Материал представлен на 32 страницах, оформлен в виде презентации, доступен для скачивания и просмотра онлайн.

Навигация по документу

Страница №1
На фестивалях авторской песни Урок МХК в 9 классе Автор учитель МХК МОУ «СОШ № 20 с УИОП» г.Ухта РК Страхова Нина Павлиновна
Страница №2
План урока
1.Что такое авторская песня? Этапы развития.
2.Авторы и их произведения.
3.История 
авторских фестивалей.
План урока 1.Что такое авторская песня? Этапы развития. 2.Авторы и их произведения. 3.История авторских фестивалей.
Страница №3
Информация вложена в изображении слайда
Страница №4
Авторская песня
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Авторская песня Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
Страница №5
Авторская песня и её этапы развития
Предшественником авторской песни можно считать городской романс  и песенные миниатюры  А.Вертинского
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П.Коганом иГ.Лепских романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М.Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957) — «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Собственно, Власов и положил начало туристической песне. Особая судьба у песен Евгения Аграновича, который начал сочинять песни с 1938 года.
Авторская песня и её этапы развития Предшественником авторской песни можно считать городской романс  и песенные миниатюры  А.Вертинского Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П.Коганом иГ.Лепских романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М.Анчарова). В довоенной Москве стали популярны песни геолога Николая Власова (1914—1957) — «Студенческая прощальная» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…») и др. Собственно, Власов и положил начало туристической песне. Особая судьба у песен Евгения Аграновича, который начал сочинять песни с 1938 года.
Страница №6
Авторская песня
Песни этого поколения малоотличимы от звучавших по официальным каналам, и часто писались перетекстовкой уже известной мелодии: например, классикой туристской и авторской песни считается «Баксанская» — песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года на мелодию известного танго Б.Терентьева «Пусть дни проходят». Но совершенно так же написаны и всенародно известная песня «Синий платочек» (первый вариант текста, написанный профессиональным композитором, вскоре сменился «народным», который и разошелся по всей стране) и символ блокадного Ленинграда «Волховская застольная» (на мелодию песни «Наш тост»).
Авторская песня Песни этого поколения малоотличимы от звучавших по официальным каналам, и часто писались перетекстовкой уже известной мелодии: например, классикой туристской и авторской песни считается «Баксанская» — песня, написанная воинами-альпинистами зимой 1943 года на мелодию известного танго Б.Терентьева «Пусть дни проходят». Но совершенно так же написаны и всенародно известная песня «Синий платочек» (первый вариант текста, написанный профессиональным композитором, вскоре сменился «народным», который и разошелся по всей стране) и символ блокадного Ленинграда «Волховская застольная» (на мелодию песни «Наш тост»).
Страница №7
Авторская песня
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ . Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона.   
В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б.Окуджава, Н.Матвеева и А.Дулов.
Авторская песня В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ . Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Юрий Визбор, Б.Окуджава, Н.Матвеева и А.Дулов.
Страница №8
Авторская песня
Насколько известно, клубы самодеятельной песни возникли с подачи тогдашнего КГБ – и чтобы быть в курсе, и чтобы всё-таки слушать настоящие песни...
Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич,  Виктор Берковский, Сергей Никитин и другие в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко  и Георгия Васильева («Иваси»).
Менее известно, что песни собственного сочинения, в том числе и всенародно известные, писали и «чистые» поэты — например, Валентин Берестов, Глеб Горбовский(«Когда качаются фонарики ночные…», «У павильона пиво-воды…»),Виктор Сосонора  («Летел Литейный в сторону вокзала…»).
Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятники».
Авторская песня Насколько известно, клубы самодеятельной песни возникли с подачи тогдашнего КГБ – и чтобы быть в курсе, и чтобы всё-таки слушать настоящие песни... Позднее, в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Сергей Никитин и другие в 80-х и 90-х к ним добавились Михаил Щербаков, Любовь Захарченко и творческий дуэт Алексея Иващенко  и Георгия Васильева («Иваси»). Менее известно, что песни собственного сочинения, в том числе и всенародно известные, писали и «чистые» поэты — например, Валентин Берестов, Глеб Горбовский(«Когда качаются фонарики ночные…», «У павильона пиво-воды…»),Виктор Сосонора  («Летел Литейный в сторону вокзала…»). Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятники».
Страница №9
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.
Первый этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-е гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый этап — романтический, лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-е гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни. На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.
Страница №10
Второй этап
Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью.
С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.
Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.
Второй этап Особняком, однако, стояли горькие и сатирические песни А. Галича, который уже в начале 60-х гг. («Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и др.) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью. С середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Ю. Ким («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Моя матушка Россия» и др.). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю свободу») и Ю.Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам. Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким. Он расширил интонационные приёмы (так, его интонационная находка — распевание согласных) и лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики.
Страница №11
Третий этап
Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войне. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» 
Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).
Третий этап Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войне. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).
Страница №12
Четвёртый этап
Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С.Никитина, В. Берковского, А.Городницкого, А. Дулова и других регулярно включилась в нотно-текстовые сборники массовой песни, выпускаемые СК. А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов фактически стал продюсером — выпустив его первый виниловый альбом, а вскоре и второй. Также, никакие гонения на авторскую песню не влияли на частоту появления по радио Сергея Никитина.
Четвёртый этап Видя силу воздействия такой авторской песни, власти перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций При всех мерах запрещения песен по другим линиям, песни С.Никитина, В. Берковского, А.Городницкого, А. Дулова и других регулярно включилась в нотно-текстовые сборники массовой песни, выпускаемые СК. А такому известному автору 70-х и 80-х годов как Евгений Бачурин, Союз композиторов фактически стал продюсером — выпустив его первый виниловый альбом, а вскоре и второй. Также, никакие гонения на авторскую песню не влияли на частоту появления по радио Сергея Никитина.
Страница №13
Пятый этап
С начала 1990-х. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» — проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Наталья Бортянская.
Пятый этап С начала 1990-х. развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА»). Появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении: например, Михаил Кочетков организовал и вёл телепередачу об авторской песне «Домашний концерт» на телеканале РЕН ТВ, a с декабря 1995 года на коммерческом телеканале «Телеэкспо» он вёл в прямом эфире песенную передачу с участием бардов «Гнездо глухаря» — проект, выросший впоследствии в известное московское бард-кафе с тем же названием; концерты авторской песни и интервью с авторами-исполнителями периодически транслирует телеканал «Культура»на радио «Эхо Москвы» существует еженедельный концерт авторской песни по заявкам, который ведёт Наталья Бортянская.
Страница №14
2.Авторы и их произведения
2.Авторы и их произведения
Страница №15
Юрий визбор
Написано около 300 песен
Лучшие:
«Ты у меня одна»
«Солнышко лесное»
«Ночная дорога»
«Альпинисты»
«Серёга Санин».
Юрий визбор Написано около 300 песен Лучшие: «Ты у меня одна» «Солнышко лесное» «Ночная дорога» «Альпинисты» «Серёга Санин».
Страница №16
Владимир высоцкий
Написано 287 537 песен.
Лучшие:
«Кони»
«Он не вернулся из боя»
«Я не люблю»
«Лирическая»
«Если друг оказался вдруг»
Владимир высоцкий Написано 287 537 песен. Лучшие: «Кони» «Он не вернулся из боя» «Я не люблю» «Лирическая» «Если друг оказался вдруг»
Страница №17
Булат  окуджава
Написано около 5 тысяч песен.
Лучшие:
«Возьмёмся за руки, друзья»
«До свидания, мальчики…»
«Белорусский вокзал»
«Кавалергарды, век не долог»
Булат окуджава Написано около 5 тысяч песен. Лучшие: «Возьмёмся за руки, друзья» «До свидания, мальчики…» «Белорусский вокзал» «Кавалергарды, век не долог»
Страница №18
Новелла матвеева
Написано около 300 песен.
Лучшие :
«Любви моей ты боялся зря»
«Девушка из таверни»
«Золушка»
«Вереск»
Новелла матвеева Написано около 300 песен. Лучшие : «Любви моей ты боялся зря» «Девушка из таверни» «Золушка» «Вереск»
Страница №19
Олег митяев
Олег митяев
Страница №20
Татьяна и Сергей никитины
Написано около 19 075 песен.
Лучшие :
«Ёжик резиновый»
«Под музыку Вивальди»
«Никого не будет в доме»
«Диалог у новогодней ёлки».
Татьяна и Сергей никитины Написано около 19 075 песен. Лучшие : «Ёжик резиновый» «Под музыку Вивальди» «Никого не будет в доме» «Диалог у новогодней ёлки».
Страница №21
История фестивалей авторской песни
Фестивали:
1.Грушинский
2.Абакан
3.Приморье
4.Бийск
5.Башкирия и т.д.
Всего 57 фестивалей.
История фестивалей авторской песни Фестивали: 1.Грушинский 2.Абакан 3.Приморье 4.Бийск 5.Башкирия и т.д. Всего 57 фестивалей.
Страница №22
История авторских фестивалей
Фестиваль носит имя Валерия Грушина  (1944—1967) — студента Куйбышевского авиационного института им. С.П.Королёва, который погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома и его детей.
Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников.
История авторских фестивалей Фестиваль носит имя Валерия Грушина (1944—1967) — студента Куйбышевского авиационного института им. С.П.Королёва, который погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома и его детей. Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников.
Страница №23
Грушинский фестиваль
Состоялся 41 фестиваль.
Грушинский фестиваль Состоялся 41 фестиваль.
Страница №24
Креативные гитары
Креативные гитары
Страница №25
Креативные гитары
Креативные гитары
Страница №26
Информация вложена в изображении слайда
Страница №27
Информация вложена в изображении слайда
Страница №28
Информация вложена в изображении слайда
Страница №29
Информация вложена в изображении слайда
Страница №30
Информация вложена в изображении слайда
Страница №31
Информация вложена в изображении слайда
Страница №32
Домашнее задание
1.Творческая биография В.В.Высоцкого.
2.Устройство гитары.
Домашнее задание 1.Творческая биография В.В.Высоцкого. 2.Устройство гитары.