Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение доклад по теме Литература

Доклад раскрывает тему "Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение".
Презентация поможет подготовится к предмету Литература, может быть полезна как ученикам и студентам, так и преподавателям.
Материал представлен на 13 страницах, оформлен в виде презентации, доступен для скачивания и просмотра онлайн.

Навигация по документу

Страница №1
Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение?
Страница №2
Сопоставление и противопоставление
Существуют 2 типа   сравнения:  по сходству и             по противоположности (контрасту).
Типичная ошибка пишущих сочинение - сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого.  Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный   анализ, причем вначале целесообразно у   рассмотреть общие черты, свойственные           героям, а затем противоположное в них.
Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение - сравнительную характеристику: упрощенный разбор образов. Сначала характеризуют одного героя, а потом другого. Получаются два маленьких сочинения о двух героях. А ведь надо вести параллельную характеристику, параллельный анализ, причем вначале целесообразно у рассмотреть общие черты, свойственные героям, а затем противоположное в них.
Страница №3
Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также  по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя).
Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также  по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя).
Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев. 
В одних случаях в сравнительной характеристике  основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.
Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя). Сравнивать надо всегда по существенным, а не по второстепенным признакам, а также по признакам одним и тем же (происхождение, мировоззрение, нравственные качества одного - нравственные качества другого героя). Наконец, нужно выявлять сходство и различие одновременно. Одностороннее сравнение таит в себе опасность: если рассматривать только сходство или только различие, можно прийти к неполному, искаженному пониманию предметов, явлений, событий, героев. В одних случаях в сравнительной характеристике основное место отводится сходству (Дикой и Кабаниха), в других делается упор на различия (Катерина и Варвара). И соответственно в той или иной степени используются приемы сопоставления и противопоставления.
Страница №4
Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.
Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.
Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому. Сравнительная характеристика усиливает эмоциональное впечатление, позволяет глубже проникнуть в сущность сопоставляемых (противопоставляемых) героев, осмыслить их роль в раскрытии всей системы образов произведения, его идейно-художественного своеобразия, полнее выявить авторское персонажам, к изображаемому.
Страница №5
Сочинение – сравнительная характеристика.
Сочинение – сравнительная характеристика.
                     Онегин и Татьяна.
                                План.
1. Вступление.
В чём смысл жизни – основной вопрос романа 
А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
II. Основная часть. Онегин и Татьяна.
1. Сходные черты:
1)  сравнительно широкие познания;
2)  проницательность ума;
3)  независимость;
4)   честность,  правдивость  во  взаимоотношениях  
Онегина  и Татьяны;
5)   одиночество в среде, к которой они
принадлежали по рождению.
Сочинение – сравнительная характеристика. Сочинение – сравнительная характеристика. Онегин и Татьяна. План. 1. Вступление. В чём смысл жизни – основной вопрос романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». II. Основная часть. Онегин и Татьяна. 1. Сходные черты: 1) сравнительно широкие познания; 2) проницательность ума; 3) независимость; 4) честность, правдивость во взаимоотношениях Онегина и Татьяны; 5) одиночество в среде, к которой они принадлежали по рождению.
Страница №6
2. Контрастные качества:
2. Контрастные качества:
1)себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны:
а)  в любви;
б)  в других человеческих взаимоотношениях;
равнодушие Онегина  и  глубокая  привязанность  Татьяны к «низкой» природе и народу.
III. Заключение.
1.  Отрицание эгоизма и утверждение народных 
начал в жизни    человека – суть образов 
Евгения Онегина  и Татьяны Лариной. 
2.  При каком условии жизнь может быть наполнена 
высоким содержанием?
2. Контрастные качества: 2. Контрастные качества: 1)себялюбие Евгения и душевная щедрость Татьяны: а) в любви; б) в других человеческих взаимоотношениях; равнодушие Онегина и глубокая привязанность Татьяны к «низкой» природе и народу. III. Заключение. 1. Отрицание эгоизма и утверждение народных начал в жизни человека – суть образов Евгения Онегина и Татьяны Лариной. 2. При каком условии жизнь может быть наполнена высоким содержанием?
Страница №7
Темы сочинений по типу сравнительной характеристики
    Для этой разновидности сочинений возможны  
    варианты, например: 
Жизненные позиции Чацкого и Молчалина; 
Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского; 
Онегин и Печорин как выразители своих эпох; 
Честь в понимании Печорина и Грушницкого; 
Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы ("Бесприданница") и Катерины ("Гроза"); 
Обломов и Штольц;
 Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова; 
Правда Раскольникова и правда Сони;
Темы сочинений по типу сравнительной характеристики Для этой разновидности сочинений возможны варианты, например: Жизненные позиции Чацкого и Молчалина; Онегин и Татьяна в оценке В.Г. Белинского; Онегин и Печорин как выразители своих эпох; Честь в понимании Печорина и Грушницкого; Трагедия чистой души: сравнительная характеристика Ларисы ("Бесприданница") и Катерины ("Гроза"); Обломов и Штольц; Споры Павла Кирсанова и Евгения Базарова; Правда Раскольникова и правда Сони;
Страница №8
Духовные искания Андрея Болконского  и Пьера Безухова; 
Духовные искания Андрея Болконского  и Пьера Безухова; 
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона; 
Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы; 
Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина; 
Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе  М.Горького "На дне"); 
Противостояние Воланда и Иешуа в романе                М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"; 
Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести   В. В. Быкова.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова; Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова; Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона; Тихон Щербатый и Платон Каратаев как русские национальные типы; Отношение к вишневому саду Раневской и Лопахина; Гуманизм Луки и гуманизм Сатина (по пьесе М.Горького "На дне"); Противостояние Воланда и Иешуа в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"; Нравственный выбор Сотникова и Рыбака в повести В. В. Быкова.
Страница №9
Как писать вступление и заключение?
Мцыри и Демон
ОБРАЗЕЦ  ВСТУПЛЕНИЯ:
		В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев.               Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).
Как писать вступление и заключение? Мцыри и Демон ОБРАЗЕЦ ВСТУПЛЕНИЯ: В творчестве М.Ю. Лермонтова можно проследить два типа протестующих героев. Те, которые в борьбе со злом придерживаются общенародной этической нормы (к таким принадлежит Мцыри), и индивидуалисты мятежного склада, нарушители общенародной морали (к ним относится Демон).
Страница №10
Чацкий и Онегин
ОБРАЗЕЦ  ЗАКЛЮЧЕНИЯ:

		И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель...» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.
Чацкий и Онегин ОБРАЗЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы будут неизменно возникать в переломную эпоху. Онегины-«лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отличает прозорливость и резкий, охлаждённый ум. Чацкие же продолжают, развивают начатое лишними людьми. Они не только молчаливо осуждают, презирают, но и открыто ненавидят, обличают, высмеивают. Чацкий – «Искренний и горячий деятель...» Он начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»,-утверждает Гончаров.
Страница №11
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ 
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ 
А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».
1.Дикой и Кабанова.
2.Борис и Тихон.
3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина.
4.Паратов и Карандышев.
5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО ПЬЕСАМ А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница». 1.Дикой и Кабанова. 2.Борис и Тихон. 3.Трагедия чистой души: Лариса и Катерина. 4.Паратов и Карандышев. 5.Образ Катерины в оценке Д.И. Писарева и Н.А. Добролюбова.
Страница №12
Лариса и Катерина -                    сравнительная характеристика.
                                 ПЛАН
I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и
«Бесприданница» о положении  женщины в России.
II.Жизнь и судьба главных героинь.
Черты различия:
1)Общественное положение.
2)Образ жизни.
Черты сходства:
1)Черты характера.
2)Несчастная любовь.
3)Роль окружающих в трагедии героинь.
4)Трагическая судьба: кто виноват?
III. Мог ли существовать в то время другой выход из
 сложившихся обстоятельств? Почему?
Лариса и Катерина - сравнительная характеристика. ПЛАН I.Пьесы А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» о положении женщины в России. II.Жизнь и судьба главных героинь. Черты различия: 1)Общественное положение. 2)Образ жизни. Черты сходства: 1)Черты характера. 2)Несчастная любовь. 3)Роль окружающих в трагедии героинь. 4)Трагическая судьба: кто виноват? III. Мог ли существовать в то время другой выход из сложившихся обстоятельств? Почему?
Страница №13
Автор: 

учитель русского языка и литературы
Колпакова М.Ю.

МБОУ г. Мурманска                             Мурманский международный лицей

2011 год
Автор: учитель русского языка и литературы Колпакова М.Ю. МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей 2011 год