Былины - 96203_byliny доклад по теме Философия

Доклад раскрывает тему "Былины - 96203_byliny".
Презентация поможет подготовится к предмету Философия, может быть полезна как ученикам и студентам, так и преподавателям.
Материал представлен на 13 страницах, оформлен в виде презентации, доступен для скачивания и просмотра онлайн.

Навигация по документу

Страница №1
БЫЛИНЫ
Страница №2
Былина (богатырская песня - «старина», «старинушка») - фольклорная песня-поэма, исполняющаяся нараспев (возможно под аккомпанемент гуслей).
Былина (богатырская песня - «старина», «старинушка») - фольклорная песня-поэма, исполняющаяся нараспев (возможно под аккомпанемент гуслей).
Страница №3
Во временных рамках в былинах изображаются три исторических наслоения: 
1. Киевский период (ужасы первых татарских погромов): созданы былины о Святогоре и о Волке Всеславьевиче.
2. Во времена многолетнего гнета татарского ига: о богатырях-воинах: Об Илье Муромце, о Добрыне, об Алеше Поповиче, о Дунае, о Ваислие Игнатьевиче и Батыге, о Сухмане и др. 
3. Разгром национального врага (московский период).
Во временных рамках в былинах изображаются три исторических наслоения: 1. Киевский период (ужасы первых татарских погромов): созданы былины о Святогоре и о Волке Всеславьевиче. 2. Во времена многолетнего гнета татарского ига: о богатырях-воинах: Об Илье Муромце, о Добрыне, об Алеше Поповиче, о Дунае, о Ваислие Игнатьевиче и Батыге, о Сухмане и др. 3. Разгром национального врага (московский период).
Страница №4
По сюжетам былины можно разделить на несколько основных групп:
- героические –  «Илья и сын», «Камское побоище» и др.о богатырях-воинах;
- новеллистические (бытовая, семейная или любовная тематика) – возникает конфликт между богатырями, князем и богатырем (боя не происходит), неудавшаяся любовь и т.д.: «Ставр Годинович»,  «Михайло Потык», «Муж на свадьбе своей жены», «Данило Ловчанин», «Чурило Пленкович», «Дюк Степанович», «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович»;
- новгородского цикла: о Садко, Василии Буслаеве;
- былины о создателях богатырских песен: «Вавило и скоморохи», «Сорок калик со каликою». 
- былины сказочного содержания: «Купеческая дочь и царь», «Женитьба Пересмякина племянника», «Подсолнечное царство», «Ждан царевич», «Ванька Удовкин сын» и др.
По сюжетам былины можно разделить на несколько основных групп: - героические – «Илья и сын», «Камское побоище» и др.о богатырях-воинах; - новеллистические (бытовая, семейная или любовная тематика) – возникает конфликт между богатырями, князем и богатырем (боя не происходит), неудавшаяся любовь и т.д.: «Ставр Годинович», «Михайло Потык», «Муж на свадьбе своей жены», «Данило Ловчанин», «Чурило Пленкович», «Дюк Степанович», «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович»; - новгородского цикла: о Садко, Василии Буслаеве; - былины о создателях богатырских песен: «Вавило и скоморохи», «Сорок калик со каликою». - былины сказочного содержания: «Купеческая дочь и царь», «Женитьба Пересмякина племянника», «Подсолнечное царство», «Ждан царевич», «Ванька Удовкин сын» и др.
Страница №5
ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН
1. Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»). 
	Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
ОСОБЕННОСТИ БЫЛИН 1. Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»). Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.
Страница №6
2.Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.
2.Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.
Страница №7
3. В былинах четко описываются события относительно времени и пространства
«Во славном городе во Киеве, у ласкова князя Владимира»,«Ай во славном было городи во Муроми, Аи во том было сели да во Качарови».
3. В былинах четко описываются события относительно времени и пространства «Во славном городе во Киеве, у ласкова князя Владимира»,«Ай во славном было городи во Муроми, Аи во том было сели да во Качарови».
Страница №8
4. В них отражается судьба народа или государства, но часто не в реальных красках, а в идеализации происходящих событий – как бы хотелось, с верой в чудо, т.е. создание героической утопии 
«… богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско». «Левой рукой коня ведет, правой рукой дубья рвет…»     об Илье Муромце
4. В них отражается судьба народа или государства, но часто не в реальных красках, а в идеализации происходящих событий – как бы хотелось, с верой в чудо, т.е. создание героической утопии «… богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско». «Левой рукой коня ведет, правой рукой дубья рвет…» об Илье Муромце
Страница №9
5. Главные действующие лица – богатыри описываются как люди с огромной физической силой, бесстрашные и отважные, смекалистые, добрые и прямодушные – Илья Муромец, Микула Селянинович,  Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев и др.
5. Главные действующие лица – богатыри описываются как люди с огромной физической силой, бесстрашные и отважные, смекалистые, добрые и прямодушные – Илья Муромец, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев и др.
Страница №10
6.	Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.
6. Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.
Страница №11
Образы главных героев
Илья Муромец – самый популярный и любимый русский богатырь, в котором во­площены лучшие черты русского человека, его горячий патрио­тизм, беззаветная смелость и безграничная честность. Цикл песен о нем слагался на протяжении нескольких веков. Илья посвятил свою жизнь делу защиты родины отказавшись от создания семейной жизни. Илью Муромца считали не только самым сильным, но и самым мудрым и справедливым из богатырей
Образы главных героев Илья Муромец – самый популярный и любимый русский богатырь, в котором во­площены лучшие черты русского человека, его горячий патрио­тизм, беззаветная смелость и безграничная честность. Цикл песен о нем слагался на протяжении нескольких веков. Илья посвятил свою жизнь делу защиты родины отказавшись от создания семейной жизни. Илью Муромца считали не только самым сильным, но и самым мудрым и справедливым из богатырей
Страница №12
Вторым по силе и значению богатырем был в былинах Добрыня Никитич. Его называют рязаничем, сыном рязанского боярина. Отличался от других богатырей Добрыня Никитич воспитанностью «вежеством», ученостью, умел играть на гуслях и сочинять песни. Его обычно посылали в былинах с трудными поручениями в чужие страны, где требовалось проявить дипломатичность
Вторым по силе и значению богатырем был в былинах Добрыня Никитич. Его называют рязаничем, сыном рязанского боярина. Отличался от других богатырей Добрыня Никитич воспитанностью «вежеством», ученостью, умел играть на гуслях и сочинять песни. Его обычно посылали в былинах с трудными поручениями в чужие страны, где требовалось проявить дипломатичность
Страница №13
Алеша Попович – младший из трех главных русских богатырей: он не так силен, как Илья Муромец и Добрыня Никитич, но «смел напуском»: в бою преодолевал врага хитростью.
	Алеша Попович - Александр Попович – ростовский богатырь, упоминавшийся в летописях вместе со своими дружинниками, он погиб в столкновении с татарами на реке Калке в 1223 году.
Алеша Попович – младший из трех главных русских богатырей: он не так силен, как Илья Муромец и Добрыня Никитич, но «смел напуском»: в бою преодолевал врага хитростью. Алеша Попович - Александр Попович – ростовский богатырь, упоминавшийся в летописях вместе со своими дружинниками, он погиб в столкновении с татарами на реке Калке в 1223 году.