Из истории сонета доклад по теме Литература

Доклад раскрывает тему " Из истории сонета ".
Презентация поможет подготовится к предмету Литература, может быть полезна как ученикам и студентам, так и преподавателям.
Материал представлен на 41 страницах, оформлен в виде презентации, доступен для скачивания и просмотра онлайн.

Навигация по документу

Страница №1
«Из истории сонета»
Страница №2
Тезис
     На четырёх на бронзовых своих
     Широких ножках, вроде львиных лап, 
     Четырнадцатистрочный прочный стих
     Стоит в веках – и сдвинулся хотя б!  
               Новелла Матвеева. К сонету
Тезис На четырёх на бронзовых своих Широких ножках, вроде львиных лап, Четырнадцатистрочный прочный стих Стоит в веках – и сдвинулся хотя б! Новелла Матвеева. К сонету
Страница №3
Цель исследования
Дать понятие об особенностях жанра сонета;
познакомиться с развитием жанра;
показать взаимосвязь западноевропейской и русской литератур.
Цель исследования Дать понятие об особенностях жанра сонета; познакомиться с развитием жанра; показать взаимосвязь западноевропейской и русской литератур.
Страница №4
Ход исследования
        Работа учащихся в группах: 
1)  нахождение и исследование материалов по темам, 
2)  подбор иллюстраций и портретов сонетистов,
3)  отбор сонетов для чтения наизусть, 
4)  работа со словарём литературоведческих терминов.
Ход исследования Работа учащихся в группах: 1) нахождение и исследование материалов по темам, 2) подбор иллюстраций и портретов сонетистов, 3) отбор сонетов для чтения наизусть, 4) работа со словарём литературоведческих терминов.
Страница №5
Основополагающий вопрос
Почему сонет живёт и сейчас?
Основополагающий вопрос Почему сонет живёт и сейчас?
Страница №6
Проблемный вопрос
  Сколько при такой жёсткой и экономной форме может вместить этот жанр?
Проблемный вопрос Сколько при такой жёсткой и экономной форме может вместить этот жанр?
Страница №7
Темы самостоятельных исследований учащихся
14 строк: единство и борьба противоположностей.
Историческая жизнь жанра: приключения во времени и пространстве.
Самоосознание сонета: сонеты о сонетах и сонетистах.
Темы самостоятельных исследований учащихся 14 строк: единство и борьба противоположностей. Историческая жизнь жанра: приключения во времени и пространстве. Самоосознание сонета: сонеты о сонетах и сонетистах.
Страница №8
14 строк: единство и борьба противоположностей.
   14 строк: два катрена (четверостишия) и два терцета (трёхстишия).
   Сонет – счастливо найденное сочетание органической цельности и необычайно развитой способности к внутреннему членению на равно- и неравновеликие элементы, чутко реагирующему на отнюдь не формальную логику развёртывания лирической темы.
14 строк: единство и борьба противоположностей. 14 строк: два катрена (четверостишия) и два терцета (трёхстишия). Сонет – счастливо найденное сочетание органической цельности и необычайно развитой способности к внутреннему членению на равно- и неравновеликие элементы, чутко реагирующему на отнюдь не формальную логику развёртывания лирической темы.
Страница №9
Честь изобретения сонета «суровый судия французских рифмачей», законодатель европейского классицизма Никола Буало-Депрео отдавал предводителю муз и покровителю поэзии солнечному богу Аполлону-Фебу, который 
  Честь изобретения сонета «суровый судия французских рифмачей», законодатель европейского классицизма Никола Буало-Депрео отдавал предводителю муз и покровителю поэзии солнечному богу Аполлону-Фебу, который 
     В тот день, когда он был на стихотворцев зол,
      Законы строгие сонета изобрёл.
      Вначале, молвил он, должны быть два катрена;
      Соединяют их две рифмы неизменно;
      Двумя терцетами кончается Сонет:
      Мысль завершённую хранит любой терцет.
      В Сонете Аполлон завёл порядок строгий:
      Он указал размер и сосчитал все слоги,
      В нём повторять слова поэтам запретил
      И бледный вялый стих сурово осудил.
     Теперь гордится он работой не напрасной:
      Поэму в сотни строк затмил Сонет прекрасный.
                       (Н.Буало. Поэтическое искусство. Пер. Э.Линецкой)
Честь изобретения сонета «суровый судия французских рифмачей», законодатель европейского классицизма Никола Буало-Депрео отдавал предводителю муз и покровителю поэзии солнечному богу Аполлону-Фебу, который Честь изобретения сонета «суровый судия французских рифмачей», законодатель европейского классицизма Никола Буало-Депрео отдавал предводителю муз и покровителю поэзии солнечному богу Аполлону-Фебу, который В тот день, когда он был на стихотворцев зол, Законы строгие сонета изобрёл. Вначале, молвил он, должны быть два катрена; Соединяют их две рифмы неизменно; Двумя терцетами кончается Сонет: Мысль завершённую хранит любой терцет. В Сонете Аполлон завёл порядок строгий: Он указал размер и сосчитал все слоги, В нём повторять слова поэтам запретил И бледный вялый стих сурово осудил. Теперь гордится он работой не напрасной: Поэму в сотни строк затмил Сонет прекрасный. (Н.Буало. Поэтическое искусство. Пер. Э.Линецкой)
Страница №10
Едва ли  предложенная версия происхождения сонета заслуживает полного доверия.
 Древнегреческий бог мог изобрести сонет только в случае своего действительного, а не метафорического бессмертия.
Едва ли предложенная версия происхождения сонета заслуживает полного доверия. Древнегреческий бог мог изобрести сонет только в случае своего действительного, а не метафорического бессмертия.
Страница №11
Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Он появился на переломе от средневековья к эпохе Возрождения, в самом начале XIII века, в атмосфере высочайшей поэтической культуры.
 Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Он появился на переломе от средневековья к эпохе Возрождения, в самом начале XIII века, в атмосфере высочайшей поэтической культуры.
Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Он появился на переломе от средневековья к эпохе Возрождения, в самом начале XIII века, в атмосфере высочайшей поэтической культуры. Родиной сонета стала Италия, точнее Сицилия. Он появился на переломе от средневековья к эпохе Возрождения, в самом начале XIII века, в атмосфере высочайшей поэтической культуры.
Страница №12
В дальнейшем канонизировались три основных типа европейского сонета:
В дальнейшем канонизировались три основных типа европейского сонета:
итальянский: авав авав или авва авва и два терцета на два или три созвучия;
французский: авва авва и два терцета на три созвучия;
английский: три катрена перекрёстной рифмовки и заключительное двустишие.

Сонет по праву считается самой строгой поэтической формой.
В дальнейшем канонизировались три основных типа европейского сонета: В дальнейшем канонизировались три основных типа европейского сонета: итальянский: авав авав или авва авва и два терцета на два или три созвучия; французский: авва авва и два терцета на три созвучия; английский: три катрена перекрёстной рифмовки и заключительное двустишие. Сонет по праву считается самой строгой поэтической формой.
Страница №13
Сонет
   (из словаря литературоведческих терминов)
СОНЕТ (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия — катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия — терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" — abab abab cdc dcd (или cde cde) (смотри Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — "Поэту" А.С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называется "венком сонетов".
 
Сонет (из словаря литературоведческих терминов) СОНЕТ (итальянское sonetto), твердая форма: стихотворение из 14 строк, образующих 2 четверостишия — катрена (на 2 рифмы) и 2 трехстишия — терцета (на 2 или 3 рифмы), чаще всего во "французской" последовательности — abba abba ccd eed (или ccd ede) или в "итальянской" — abab abab cdc dcd (или cde cde) (смотри Рифма); условно к сонету относят "английскую" рифмовку — abab cdcd efef gg (у У. Шекспира). Возник в 13 в. в Италии; особенно популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма, отчасти символизма и модернизма. Образец — "Поэту" А.С. Пушкина. Цикл (поэма) из 15 архитектонически связанных сонетов называется "венком сонетов".  
Страница №14
Со временем выделились  и также канонизировались аномальные варианты сонета:
  Со временем выделились  и также канонизировались аномальные варианты сонета:
хвостатый: 2 катрена + 3 терцета;
сонет с кодой: добавляется лишняя, 15-я строка;
двойной: после каждого нечётного стиха катрена и чётного стиха каждого терцета вставляется укороченный стих;
безголовый: 1 четверостишие + 2 терцета;
половинный: 1 катрен + 1 терцет;
опрокинутый: 2 терцета + 2 катрена;
сплошной: и катрены и терцеты построены на двух общих созвучиях;
хромой: четвёртый стих в катренах длиннее или короче предшествующих.
Со временем выделились и также канонизировались аномальные варианты сонета: Со временем выделились и также канонизировались аномальные варианты сонета: хвостатый: 2 катрена + 3 терцета; сонет с кодой: добавляется лишняя, 15-я строка; двойной: после каждого нечётного стиха катрена и чётного стиха каждого терцета вставляется укороченный стих; безголовый: 1 четверостишие + 2 терцета; половинный: 1 катрен + 1 терцет; опрокинутый: 2 терцета + 2 катрена; сплошной: и катрены и терцеты построены на двух общих созвучиях; хромой: четвёртый стих в катренах длиннее или короче предшествующих.
Страница №15
Историческая жизнь жанра: приключения во времени и пространстве.
  Первым обращением к сонету была знаменитая книга Данте Алигьери «Новая Жизнь» (1292 – 1293). Она составляет 26 сонетов (из них два двойных) и автокомментарий о любви поэта к Донне Беатриче.
Историческая жизнь жанра: приключения во времени и пространстве. Первым обращением к сонету была знаменитая книга Данте Алигьери «Новая Жизнь» (1292 – 1293). Она составляет 26 сонетов (из них два двойных) и автокомментарий о любви поэта к Донне Беатриче.
Страница №16
Сонет стал превосходным средством выражения чувств и переживаний. Мастером, который довёл его до невиданного блеска, явился Франческо Петрарка, создавший только в составе «Книги песен» более трёхсот сонетов.
 Сонет стал превосходным средством выражения чувств и переживаний. Мастером, который довёл его до невиданного блеска, явился Франческо Петрарка, создавший только в составе «Книги песен» более трёхсот сонетов.
Сонет стал превосходным средством выражения чувств и переживаний. Мастером, который довёл его до невиданного блеска, явился Франческо Петрарка, создавший только в составе «Книги песен» более трёхсот сонетов. Сонет стал превосходным средством выражения чувств и переживаний. Мастером, который довёл его до невиданного блеска, явился Франческо Петрарка, создавший только в составе «Книги песен» более трёхсот сонетов.
Страница №17
Авторитет Петрарки-сонетиста был непререкаем не только в Италии, но и далеко за её пределами. Заданную им инерцию подхватили и развили в других странах.
 Авторитет Петрарки-сонетиста был непререкаем не только в Италии, но и далеко за её пределами. Заданную им инерцию подхватили и развили в других странах.
Авторитет Петрарки-сонетиста был непререкаем не только в Италии, но и далеко за её пределами. Заданную им инерцию подхватили и развили в других странах. Авторитет Петрарки-сонетиста был непререкаем не только в Италии, но и далеко за её пределами. Заданную им инерцию подхватили и развили в других странах.
Страница №18
В Италии

Т. Тассо
В Италии Т. Тассо
Страница №19
В Испании и Португалии
Л. ди Камоэнс
В Испании и Португалии Л. ди Камоэнс
Страница №20
В Англии
 В Шекспир
Дж. Мильтон
В Англии В Шекспир Дж. Мильтон
Страница №21
Во Франции
 Ш.Бодлер
Во Франции Ш.Бодлер
Страница №22
В Германии
И.-В.Гёте
В Германии И.-В.Гёте
Страница №23
Все вместе и каждый в отдельности они сформировали мощную традицию европейского сонета в трёх его основных разновидностях с необычайно широким спектром тематики, жанровой принадлежности и стилистики.
 Все вместе и каждый в отдельности они сформировали мощную традицию европейского сонета в трёх его основных разновидностях с необычайно широким спектром тематики, жанровой принадлежности и стилистики.
Все вместе и каждый в отдельности они сформировали мощную традицию европейского сонета в трёх его основных разновидностях с необычайно широким спектром тематики, жанровой принадлежности и стилистики. Все вместе и каждый в отдельности они сформировали мощную традицию европейского сонета в трёх его основных разновидностях с необычайно широким спектром тематики, жанровой принадлежности и стилистики.
Страница №24
Самоосознание сонета:
сонеты о сонетах и сонетистах
1) весьма почтенный возраст (ему без малого 800 лет);
 2) исключительно чистая, «аристократическая» родословная;
 3) верность традициям.
Самоосознание сонета: сонеты о сонетах и сонетистах 1) весьма почтенный возраст (ему без малого 800 лет); 2) исключительно чистая, «аристократическая» родословная; 3) верность традициям.
Страница №25
В. Шекспир. 66-й сонет.
Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье.
И совершенству ложный приговор, 
И девственность, поруганную грубо, 
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой.
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока.
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,
Но как тебя покинуть, милый друг!
                       (пер. С. Маршака.)
В. Шекспир. 66-й сонет. Зову я смерть. Мне видеть невтерпёж Достоинство, что просит подаянья, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье. И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой. И прямоту, что глупостью слывёт, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока. Всё мерзостно, что вижу я вокруг, Но как тебя покинуть, милый друг! (пер. С. Маршака.)
Страница №26
История русского сонета насчитывает уже два с половиной столетия. В 1735 г. В.К.Тредиаковский пишет первый сонет на русском языке.
История русского сонета насчитывает уже два с половиной столетия. В 1735 г. В.К.Тредиаковский пишет первый сонет на русском языке.
Страница №27
С тех пор сонет стал неотъемлемой частью репертуара русской поэзии, вместив в себя самые разнообразные тематические мотивы: признания в любви и дружбе, философские обобщения, гражданские лозунги, портреты знаменитых творцов сонета, художников, музыкантов, государственных деятелей, юмор, сатиру, то есть практически всё содержание отечественного стиха.
  С тех пор сонет стал неотъемлемой частью репертуара русской поэзии, вместив в себя самые разнообразные тематические мотивы: признания в любви и дружбе, философские обобщения, гражданские лозунги, портреты знаменитых творцов сонета, художников, музыкантов, государственных деятелей, юмор, сатиру, то есть практически всё содержание отечественного стиха.
С тех пор сонет стал неотъемлемой частью репертуара русской поэзии, вместив в себя самые разнообразные тематические мотивы: признания в любви и дружбе, философские обобщения, гражданские лозунги, портреты знаменитых творцов сонета, художников, музыкантов, государственных деятелей, юмор, сатиру, то есть практически всё содержание отечественного стиха. С тех пор сонет стал неотъемлемой частью репертуара русской поэзии, вместив в себя самые разнообразные тематические мотивы: признания в любви и дружбе, философские обобщения, гражданские лозунги, портреты знаменитых творцов сонета, художников, музыкантов, государственных деятелей, юмор, сатиру, то есть практически всё содержание отечественного стиха.
Страница №28
За два с половиной века были периоды взлётов и падения интереса к сонету. Два главных пика приходятся на «золотой» и «серебряный» век русской поэзии.
За два с половиной века были периоды взлётов и падения интереса к сонету. Два главных пика приходятся на «золотой» и «серебряный» век русской поэзии.
Страница №29
В 1830 году Пушкин написал свой знаменитый Сонет о сонете:
 В 1830 году Пушкин написал свой знаменитый Сонет о сонете:
                     Суровый Дант не презирал сонета,
                       В нём жар любви Петрарка изливал,
                       Игру ег о любил творец Макбета,
                       Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
              
                       И в наши дни пленяет он поэта;
                       Вордсворт его орудием избрал,
                       Когда вдали от суетного света
                      Природы он рисует идеал.

                      Под сенью гор Тавриды отдалённой
                      Певец Литвы в его размер стеснённый
                      Свои мечты мгновенно заключал.

                     У нас его ещё не знали девы,
                     Как для него уж Дельвиг забывал
                     Гекзаметра священные напевы.
В 1830 году Пушкин написал свой знаменитый Сонет о сонете: В 1830 году Пушкин написал свой знаменитый Сонет о сонете: Суровый Дант не презирал сонета, В нём жар любви Петрарка изливал, Игру ег о любил творец Макбета, Им скорбну мысль Камоэнс облекал. И в наши дни пленяет он поэта; Вордсворт его орудием избрал, Когда вдали от суетного света Природы он рисует идеал. Под сенью гор Тавриды отдалённой Певец Литвы в его размер стеснённый Свои мечты мгновенно заключал. У нас его ещё не знали девы, Как для него уж Дельвиг забывал Гекзаметра священные напевы.
Страница №30
Конечно, сонеты о сонете писали в русской поэзии и до Пушкина, н – р, представитель сентиментальной школы И.И.Дмитриев – «Сонет» (1796) или В.А.Жуковский – «За нежный поцелуй ты требуешь сонета…» (1806); наконец, проблематику пушкинского сонета предвосхищает сонет его лицейского товарища Антона Дельвига «Н.М.Языкову» (1822), посвящённый не столько прошлой, сколько грядущей истории отечественного сонета…
 Конечно, сонеты о сонете писали в русской поэзии и до Пушкина, н – р, представитель сентиментальной школы И.И.Дмитриев – «Сонет» (1796) или В.А.Жуковский – «За нежный поцелуй ты требуешь сонета…» (1806); наконец, проблематику пушкинского сонета предвосхищает сонет его лицейского товарища Антона Дельвига «Н.М.Языкову» (1822), посвящённый не столько прошлой, сколько грядущей истории отечественного сонета…
Конечно, сонеты о сонете писали в русской поэзии и до Пушкина, н – р, представитель сентиментальной школы И.И.Дмитриев – «Сонет» (1796) или В.А.Жуковский – «За нежный поцелуй ты требуешь сонета…» (1806); наконец, проблематику пушкинского сонета предвосхищает сонет его лицейского товарища Антона Дельвига «Н.М.Языкову» (1822), посвящённый не столько прошлой, сколько грядущей истории отечественного сонета… Конечно, сонеты о сонете писали в русской поэзии и до Пушкина, н – р, представитель сентиментальной школы И.И.Дмитриев – «Сонет» (1796) или В.А.Жуковский – «За нежный поцелуй ты требуешь сонета…» (1806); наконец, проблематику пушкинского сонета предвосхищает сонет его лицейского товарища Антона Дельвига «Н.М.Языкову» (1822), посвящённый не столько прошлой, сколько грядущей истории отечественного сонета…
Страница №31
В.А.Жуковский
СОНЕТ      1806г 
     За нежный поцелуй ты требуешь сонета,
Но шутка ль быть творцом четырнадцати строк
На две лишь четки рифм? Скажи сама, Лилета:
„А разве поцелуй безделка!“ Дай мне срок! 
     Четыре есть стиха, осталось три куплета.
О Феб! о добрый Феб! не будь ко мне жесток,
Хотя немножечко парнасского мне света!
Еще строфа! Смелей! Уж берег недалек! 
     Но вот уж и устал! О мука, о досада! 
     Здесь, Лила — поцелуй! тут рифма и — надсада! 
     Как быть? Но бог помог! еще готов терцет! 

     Еще б один — и все! пишу! хоть до упада! 
     Вот!.. Вот! почти совсем!.. О радость, о награда! 
     Мой, Лила, поцелуй, и вот тебе сонет!
В.А.Жуковский СОНЕТ 1806г За нежный поцелуй ты требуешь сонета, Но шутка ль быть творцом четырнадцати строк На две лишь четки рифм? Скажи сама, Лилета: „А разве поцелуй безделка!“ Дай мне срок! Четыре есть стиха, осталось три куплета. О Феб! о добрый Феб! не будь ко мне жесток, Хотя немножечко парнасского мне света! Еще строфа! Смелей! Уж берег недалек! Но вот уж и устал! О мука, о досада!  Здесь, Лила — поцелуй! тут рифма и — надсада!  Как быть? Но бог помог! еще готов терцет!  Еще б один — и все! пишу! хоть до упада!  Вот!.. Вот! почти совсем!.. О радость, о награда!  Мой, Лила, поцелуй, и вот тебе сонет!
Страница №32
А.Дельвиг  «Н.М.Языкову»
      Младой певец, дорогою прекрасно                         Тебе идти к парнасским высотам,                        Тебе венок (поверь моим словам)                        Плетёт Амур с каменой  сладкогласной.
        От ранних лет я пламень не напрасный
        Храню в душе, благодаря богам,
        Я им влеком к возвышенным певцам    
        С какою-то любовию пристрастной.
        Я Пушкина младенцем полюбил                               С ним разделил я грусть и наслажденье,                        И первый я его услышал пенье
         И за себя богов благословил,
         Певца Пиров я с музой подружил
         И славой их горжусь в вознагражденье.
А.Дельвиг «Н.М.Языкову» Младой певец, дорогою прекрасно Тебе идти к парнасским высотам, Тебе венок (поверь моим словам) Плетёт Амур с каменой сладкогласной. От ранних лет я пламень не напрасный Храню в душе, благодаря богам, Я им влеком к возвышенным певцам С какою-то любовию пристрастной. Я Пушкина младенцем полюбил С ним разделил я грусть и наслажденье, И первый я его услышал пенье И за себя богов благословил, Певца Пиров я с музой подружил И славой их горжусь в вознагражденье.
Страница №33
Несмотря на то, что сам Пушкин создал всего три стихотворения в сонетном жанре («Мадонна», «Поэту», «Сонет о сонете») в течение одного 1830г.,его авторитет и в этой сфере поэтического творчества дал о себе знать, отозвавшись в творчестве отечественных сонетистов.
 Несмотря на то, что сам Пушкин создал всего три стихотворения в сонетном жанре («Мадонна», «Поэту», «Сонет о сонете») в течение одного 1830г.,его авторитет и в этой сфере поэтического творчества дал о себе знать, отозвавшись в творчестве отечественных сонетистов.
 Не пресеклась пушкинская традиция и в ХХвеке. Недаром Леонид Гроссман в своём «Русском сонете» (нач.20-х гг.) из цикла «Плеяда» к признанным корифеям прошлого присоединяет имена своих современников: Вяч. Иванова,
                        К.Бальмонта,
                        В.Брюсова, 
                        М.Волошина.
Несмотря на то, что сам Пушкин создал всего три стихотворения в сонетном жанре («Мадонна», «Поэту», «Сонет о сонете») в течение одного 1830г.,его авторитет и в этой сфере поэтического творчества дал о себе знать, отозвавшись в творчестве отечественных сонетистов. Несмотря на то, что сам Пушкин создал всего три стихотворения в сонетном жанре («Мадонна», «Поэту», «Сонет о сонете») в течение одного 1830г.,его авторитет и в этой сфере поэтического творчества дал о себе знать, отозвавшись в творчестве отечественных сонетистов. Не пресеклась пушкинская традиция и в ХХвеке. Недаром Леонид Гроссман в своём «Русском сонете» (нач.20-х гг.) из цикла «Плеяда» к признанным корифеям прошлого присоединяет имена своих современников: Вяч. Иванова, К.Бальмонта, В.Брюсова, М.Волошина.
Страница №34
К.Бальмонт
Творить из мглы, расцветов и лучей,
Включить в оправу стройную сонета
Две капельки росы, три брызга света
И помысел, что вот ещё ничей.
Узнать в цветах огонь родных очей,
В журчаньи птиц расслышать звук привета,
И так прожить весну и грезить лето,
А в стужу целоваться горячей.
Не это ли весёлая наука,
Которой полный круг, в расцвете лет,
Пройти повинен мыслящий поэт?..
И вновь следить в духовных безднах звука,
Не вспыхнул ли ещё не бывший след
От лета сказок, духов и комет.
К.Бальмонт Творить из мглы, расцветов и лучей, Включить в оправу стройную сонета Две капельки росы, три брызга света И помысел, что вот ещё ничей. Узнать в цветах огонь родных очей, В журчаньи птиц расслышать звук привета, И так прожить весну и грезить лето, А в стужу целоваться горячей. Не это ли весёлая наука, Которой полный круг, в расцвете лет, Пройти повинен мыслящий поэт?.. И вновь следить в духовных безднах звука, Не вспыхнул ли ещё не бывший след От лета сказок, духов и комет.
Страница №35
В.Брюсов
Как силы светлого и грозного огня,
Как пламя, бьющее в холодный небосвод,
И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живёт,
Зачатие и смерть в себе самом храня.
Хотя б никто не знал, не слышал про меня,
Я знаю, я поэт! Но что во мне поёт,
Что голосом мечты меня зовёт вперёд,
То властно над душой, весь мир мне заслоня.
О бездна! Я тобою отторжён от всех!
Живу среди людей, но непонятно им,
Как мало я делю их горести и смех,
Как горько чувствую себя средь них чужим
И как могу, за мглой моих безмолвных дней,
Видений целый мир таить в душе своей.
В.Брюсов Как силы светлого и грозного огня, Как пламя, бьющее в холодный небосвод, И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живёт, Зачатие и смерть в себе самом храня. Хотя б никто не знал, не слышал про меня, Я знаю, я поэт! Но что во мне поёт, Что голосом мечты меня зовёт вперёд, То властно над душой, весь мир мне заслоня. О бездна! Я тобою отторжён от всех! Живу среди людей, но непонятно им, Как мало я делю их горести и смех, Как горько чувствую себя средь них чужим И как могу, за мглой моих безмолвных дней, Видений целый мир таить в душе своей.
Страница №36
М.Волошин
Как некий юноша, в скитаньях без возврата,
Иду из края в край и от костра к костру,
Я в каждой девушке предчувствую сестру
И между юношей ищу напрасно брата.
Щемящей радостью душа моя объята.
Я верю в жизнь, и в сон, и в правду, и в игру.
Я знаю, что приду к отцовскому шатру,
Где ждут меня мои и где я жил когда-то.
Бездомный, долгий путь указан мне судьбой;
Пускай другим он чужд – я не зову с собой:
Я странник и поэт, мечтатель и прохожий…
Любимое – со мной. Минувшего не жаль.
А ты, - что за плечом, со мною тайно схожий,
Несбыточной мечте больнее жги и жаль!
М.Волошин Как некий юноша, в скитаньях без возврата, Иду из края в край и от костра к костру, Я в каждой девушке предчувствую сестру И между юношей ищу напрасно брата. Щемящей радостью душа моя объята. Я верю в жизнь, и в сон, и в правду, и в игру. Я знаю, что приду к отцовскому шатру, Где ждут меня мои и где я жил когда-то. Бездомный, долгий путь указан мне судьбой; Пускай другим он чужд – я не зову с собой: Я странник и поэт, мечтатель и прохожий… Любимое – со мной. Минувшего не жаль. А ты, - что за плечом, со мною тайно схожий, Несбыточной мечте больнее жги и жаль!
Страница №37
Леонид Гроссман. « Русский  сонет».
                            Леонид Гроссман. « Русский  сонет».
                                                        Суровый Дант не презирал сонета.
                                                                                               Пушкин.
                          Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета,
                          Чем трудный шифр был Тредьяковским дан,
                          И принял Пушкин кованый чекан
                          Для строгих дум о подвиге поэта.
                          С тех пор игра квадранта и терцета
                          Манит певцов Гиперборейских стран.
                          И стих Ронсара вьётся, как аркан,
                          У Каролины Павловой и Фета.
                          Его размерам царственность придав,
                          Венок сплетает пышный Вячеслав
                          Строфей, чей лад торжественно роскошен.
                          Бальмонт и Брюсов чтут канон его,
                          И хищный облик тёзки своего
                          Обводит им Максимильян Волошин.
Леонид Гроссман. « Русский сонет». Леонид Гроссман. « Русский сонет». Суровый Дант не презирал сонета. Пушкин. Раскрыл нам Дельвиг таинства сонета, Чем трудный шифр был Тредьяковским дан, И принял Пушкин кованый чекан Для строгих дум о подвиге поэта. С тех пор игра квадранта и терцета Манит певцов Гиперборейских стран. И стих Ронсара вьётся, как аркан, У Каролины Павловой и Фета. Его размерам царственность придав, Венок сплетает пышный Вячеслав Строфей, чей лад торжественно роскошен. Бальмонт и Брюсов чтут канон его, И хищный облик тёзки своего Обводит им Максимильян Волошин.
Страница №38
Вывод
История сонета демонстрирует влияние западноевропейской литературы на русскую, а затем и обратное влияние. Взгляд на человека, как на прекрасное творение Бога, восхищение его красотой, силой, умом, талантами становится традиционным. Об этом говорит творчество Пушкина, чьи традиции продолжила русская литература.
К форме сонета обращались многие поэты в России в XlX и в начале XX века. Существует ещё «венок сонетов» - пятнадцать сонетов, связанных в особом порядке между собой. Последний сонет в этом венке состоит из первых строк всех сонетов.
Сонет живёт и сейчас – совершенная форма, проверенная временем.
Вывод История сонета демонстрирует влияние западноевропейской литературы на русскую, а затем и обратное влияние. Взгляд на человека, как на прекрасное творение Бога, восхищение его красотой, силой, умом, талантами становится традиционным. Об этом говорит творчество Пушкина, чьи традиции продолжила русская литература. К форме сонета обращались многие поэты в России в XlX и в начале XX века. Существует ещё «венок сонетов» - пятнадцать сонетов, связанных в особом порядке между собой. Последний сонет в этом венке состоит из первых строк всех сонетов. Сонет живёт и сейчас – совершенная форма, проверенная временем.
Страница №39
Закрепление и проверка 
полученных знаний
            Тематический тест.
Какая страна является родиной сонета?
Назовите традиционные темы сонетов.
Назовите основоположников жанра сонета.
Какова традиционная форма сонета?
Закрепление и проверка полученных знаний Тематический тест. Какая страна является родиной сонета? Назовите традиционные темы сонетов. Назовите основоположников жанра сонета. Какова традиционная форма сонета?
Страница №40
Библиография
Сонет серебряного века. М., «Правда», 1990.
Гроссман Л. Поэтика сонета. Проблемы поэтики. М., Л., 1925.
Бальмонт К.Д. Стихотворения. Л., 1969.
Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7т. М., 1973 – 1975.
Волошин М. Стихотворения. Л., 1977.
Библиография Сонет серебряного века. М., «Правда», 1990. Гроссман Л. Поэтика сонета. Проблемы поэтики. М., Л., 1925. Бальмонт К.Д. Стихотворения. Л., 1969. Брюсов В.Я. Собр. соч.: В 7т. М., 1973 – 1975. Волошин М. Стихотворения. Л., 1977.
Страница №41
Источники иллюстраций
Фото Сицилии http://subscribe.ru/archive/tr
Портрет Д.Алигьери http://lichnosti.net/photo_179
Портрет Ф.Петрарки http://www.flip.kz/descript?ca
Портрет Т.Тассо http://www.help-rus-student.ru
Портрет Дж.Бруно http://worldofscience.ru/filos
Портрет Л. ди Камоэнса http://persons-info.com/index
Портрет В. Шекспира http://school04.ucoz.ru/publ/k
Портрет Дж. Мильтона http://dic.academic.ru/dic.nsf
Портрет Ш. Бодлера http://www.genialnee.net/autho
Портрет И.В. Гёте http://relax.wood.ru/liter/get
Портрет В.К. Тредиаковского http://www.rusinst.ru/articlet
Портрет А.С. Пушкина http://blogs.ruvr.ru/users/413
Портрет В.А. Жуковского http://ouc.ru/zhukovskiy/v-a-p
Портрет Н.М. Языкова http://pochit.ru/kultura/4844/
Портрет К. Бальмонта http://www.liveinternet.ru/use
Портрет В. Брюсова http:// www.liventernet.ru/com
Портрет М. Волошина http://artcyclopedia.ru/portre
Источники иллюстраций Фото Сицилии http://subscribe.ru/archive/tr Портрет Д.Алигьери http://lichnosti.net/photo_179 Портрет Ф.Петрарки http://www.flip.kz/descript?ca Портрет Т.Тассо http://www.help-rus-student.ru Портрет Дж.Бруно http://worldofscience.ru/filos Портрет Л. ди Камоэнса http://persons-info.com/index Портрет В. Шекспира http://school04.ucoz.ru/publ/k Портрет Дж. Мильтона http://dic.academic.ru/dic.nsf Портрет Ш. Бодлера http://www.genialnee.net/autho Портрет И.В. Гёте http://relax.wood.ru/liter/get Портрет В.К. Тредиаковского http://www.rusinst.ru/articlet Портрет А.С. Пушкина http://blogs.ruvr.ru/users/413 Портрет В.А. Жуковского http://ouc.ru/zhukovskiy/v-a-p Портрет Н.М. Языкова http://pochit.ru/kultura/4844/ Портрет К. Бальмонта http://www.liveinternet.ru/use Портрет В. Брюсова http:// www.liventernet.ru/com Портрет М. Волошина http://artcyclopedia.ru/portre