Учитель Плиева Л В МОУ СОШ 41 доклад по теме Литература

Вашему вниманию предлагается доклад и презентация по теме Учитель Плиева Л В МОУ СОШ 41 . Данны материал, представленный на 37 страницах, поможет подготовится к уроку Литература. Он будет полезен как ученикам и студентам, так и преподавателям школ и вузов. Вы можете ознакомиться и скачать этот и любой другой доклад у нас на сайте. Все материалы абсолютно бесплатны и доступны. Ссылку на скачивание Вы можете найти вконце страницы. Если материал Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте сайт в закладки в своем браузере.
Страница #1
Учитель Плиева Л.В. МОУ СОШ № 41
Страница #2
Вступительный урок по теме
Вступительный урок по теме
Страница #3
Цели урока
Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков
Дать определение понятия Серебряный век
Развитие образного мышления
Воспитание духовно-нравственных ценностей
Цели урока Познакомить с русской культурой конца XIX – начала XX веков Дать определение понятия Серебряный век Развитие образного мышления Воспитание духовно-нравственных ценностей
Страница #4
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Страница #5
Серебряный век
Ассоциативная цепочка:
Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…
Особый мир – возвышенный и прекрасный
Серебряный век Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный
Страница #6
Временные рамки
 Серебряного века
Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым.
Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.)
Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)
Временные рамки Серебряного века Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. Статья Николая Оцупа «Серебряный» век русской поэзии (1933 г.) Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.)
Страница #7
Первая учебная ситуация
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком?
Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Первая учебная ситуация Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
Страница #8
Выступления учащихся
Историк
1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте
1894 – начало царствования Николая П
С 1902 г. – массовое создание политических партий
1903 г. – второй съезд РСДРП
1904 -1905 -0 русско-японская война
1905-1907 – первая русская революция
1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
1914 – начало Первой мировой войны
1817 – Февральская революция, свержение самодержавия
1917 – Октябрьская революция (переворот)
Выступления учащихся Историк 1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте 1894 – начало царствования Николая П С 1902 г. – массовое создание политических партий 1903 г. – второй съезд РСДРП 1904 -1905 -0 русско-японская война 1905-1907 – первая русская революция 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина 1914 – начало Первой мировой войны 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия 1917 – Октябрьская революция (переворот)
Страница #9
Историк
Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний
Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
Историк Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
Страница #10
Искусствовед
М.Врубель 
«Демон поверженный»
Искусствовед М.Врубель «Демон поверженный»
Страница #11
Что мы видим?
Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля
Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное…
Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
Что мы видим? Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
Страница #12
В. Борисов-Мусатов «Призраки»
1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
В. Борисов-Мусатов «Призраки» 1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Страница #13
Симфония художника
Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму  человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание.
Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
Симфония художника Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание. Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
Страница #14
К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства»
К.Петров-Водкин «Купание красного коня» Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства»
Страница #15
Символический смысл картины
Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества
Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
Символический смысл картины Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
Страница #16
Литературовед
«Золотой век» в истории русской литературы
Поэзия сменяется прозой
Прозу сменяет поэзия
Вывод по первой учебной ситуации:
Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение.
Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
Литературовед «Золотой век» в истории русской литературы Поэзия сменяется прозой Прозу сменяет поэзия Вывод по первой учебной ситуации: Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
Страница #17
Вторая учебная ситуация
Голоса поэтов начала века
Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья»
         Задания для учащихся:
Прослушать композицию
Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
Вторая учебная ситуация Голоса поэтов начала века Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья» Задания для учащихся: Прослушать композицию Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
Страница #18
Владимир Сергеевич Соловьев
1853-1900 г.
Владимир Сергеевич Соловьев 1853-1900 г.
Страница #19
Мирра Александровна Лохвицкая
(1869-1905)
Мирра Александровна Лохвицкая (1869-1905)
Страница #20
Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867-1942)
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)
Страница #21
Дмитрий Сергеевич Мережковский
(1865-1941)
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)
Страница #22
Федор Сологуб
Федор Кузмич Тетерников)
(1863-1927)
Федор Сологуб Федор Кузмич Тетерников) (1863-1927)
Страница #23
Михаил Алексеевич Кузмин
(187501936)
Михаил Алексеевич Кузмин (187501936)
Страница #24
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)
Страница #25
Марина Ивановна Цветаева
(1892-1941)
Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)
Страница #26
Владислав Фелицианович Ходасевич
(1886-1939)
Владислав Фелицианович Ходасевич (1886-1939)
Страница #27
Велимир Хлебников
(Виктор Владимирович)
(1885-1922)
Велимир Хлебников (Виктор Владимирович) (1885-1922)
Страница #28
Игорь Северянин
(Игорь Васильевич Лотарев)
 (1885-1941)
Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941)
Страница #29
Владимир Владимирович Маяковский
(1893-1930)
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Страница #30
Выводы, запись в тетради:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее.
Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Выводы, запись в тетради: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Страница #31
Обзор литературной жизни начала века
Символизм
Акмеизм
Футуризм
 - цели творчества;
отношение к миру;
отношение к слову:
особенности формы произведений
Обзор литературной жизни начала века Символизм Акмеизм Футуризм - цели творчества; отношение к миру; отношение к слову: особенности формы произведений
Страница #32
Таблица по литературным направлениям
Цель творчества
Отношение к миру
Отношение к слову
Особенности формы
Таблица по литературным направлениям Цель творчества Отношение к миру Отношение к слову Особенности формы
Страница #33
Символизм

Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени
Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Символизм Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?
Страница #34
Акмеизм
(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)
       Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами:
- освобождение поэзии от символистских  призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности
- стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности
- обращение к человеку, к подлинности его чувств
-поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
Акмеизм (от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности - обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
Страница #35
Футуризм
(от латинского futurum – будущее)
Идея разрушения старого мира
Художественной системе футуризма свойственны:
Культ техники, индустриальных городов;
Отрицание гармонии как принципа искусства;
Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника
Пафос эпатажа
Футуризм (от латинского futurum – будущее) Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны: Культ техники, индустриальных городов; Отрицание гармонии как принципа искусства; Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу; Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника Пафос эпатажа
Страница #36
Вывод
Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?
Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
Вывод Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»? Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
Страница #37
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся)
Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.
Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся) Просмотреть записи в тетради, записать вывод по уроку.

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.