Поэтика романа Тихий дон доклад по теме Литература

Доклад раскрывает тему "Поэтика романа Тихий дон ".
Презентация поможет подготовится к предмету Литература, может быть полезна как ученикам и студентам, так и преподавателям.
Материал представлен на 6 страницах, оформлен в виде презентации, доступен для скачивания и просмотра онлайн.

Навигация по документу

Страница №1
Поэтика романа «Тихий дон»
Страница №2
Видение мира автора романа «Тихий Дон» содержится, прежде всего, в стиле. Писателя отличает яркость воссоздания характеров. Но герои и способ изображения героев различаются. Шолохов обращает внимание на физические стороны мира в героях – жизнь природы, пластика человеческого тела. Внутреннее, душевное в начале романа воспринимается через черты мира без обнажения внутреннего мира. Писатель предлагает зрительные образные описания прямой авторской оценки. Переживания героев в романе материализуются. Любые, даже незначительные персонажи имеют характерные черты. Акцент делается на темпераменте человека. Достойный ученик Толстого, Шолохов каждого из своих героев наделил повторяющейся деталью («коршунячий» нос Григория, «огнистые» глаза Аксиньи, «вечно смеющиеся глаза» Чубатого и т.д.). Все переживания любви, измены, ревности даются в романе через внешние мизансцены. Так, «Степан бледнел, рвал с груди пиявок, давил их ногою. Его белеющие губы жались в комок».
     Видение мира автора романа «Тихий Дон» содержится, прежде всего, в стиле. Писателя отличает яркость воссоздания характеров. Но герои и способ изображения героев различаются. Шолохов обращает внимание на физические стороны мира в героях – жизнь природы, пластика человеческого тела. Внутреннее, душевное в начале романа воспринимается через черты мира без обнажения внутреннего мира. Писатель предлагает зрительные образные описания прямой авторской оценки. Переживания героев в романе материализуются. Любые, даже незначительные персонажи имеют характерные черты. Акцент делается на темпераменте человека. Достойный ученик Толстого, Шолохов каждого из своих героев наделил повторяющейся деталью («коршунячий» нос Григория, «огнистые» глаза Аксиньи, «вечно смеющиеся глаза» Чубатого и т.д.). Все переживания любви, измены, ревности даются в романе через внешние мизансцены. Так, «Степан бледнел, рвал с груди пиявок, давил их ногою. Его белеющие губы жались в комок».
Видение мира автора романа «Тихий Дон» содержится, прежде всего, в стиле. Писателя отличает яркость воссоздания характеров. Но герои и способ изображения героев различаются. Шолохов обращает внимание на физические стороны мира в героях – жизнь природы, пластика человеческого тела. Внутреннее, душевное в начале романа воспринимается через черты мира без обнажения внутреннего мира. Писатель предлагает зрительные образные описания прямой авторской оценки. Переживания героев в романе материализуются. Любые, даже незначительные персонажи имеют характерные черты. Акцент делается на темпераменте человека. Достойный ученик Толстого, Шолохов каждого из своих героев наделил повторяющейся деталью («коршунячий» нос Григория, «огнистые» глаза Аксиньи, «вечно смеющиеся глаза» Чубатого и т.д.). Все переживания любви, измены, ревности даются в романе через внешние мизансцены. Так, «Степан бледнел, рвал с груди пиявок, давил их ногою. Его белеющие губы жались в комок». Видение мира автора романа «Тихий Дон» содержится, прежде всего, в стиле. Писателя отличает яркость воссоздания характеров. Но герои и способ изображения героев различаются. Шолохов обращает внимание на физические стороны мира в героях – жизнь природы, пластика человеческого тела. Внутреннее, душевное в начале романа воспринимается через черты мира без обнажения внутреннего мира. Писатель предлагает зрительные образные описания прямой авторской оценки. Переживания героев в романе материализуются. Любые, даже незначительные персонажи имеют характерные черты. Акцент делается на темпераменте человека. Достойный ученик Толстого, Шолохов каждого из своих героев наделил повторяющейся деталью («коршунячий» нос Григория, «огнистые» глаза Аксиньи, «вечно смеющиеся глаза» Чубатого и т.д.). Все переживания любви, измены, ревности даются в романе через внешние мизансцены. Так, «Степан бледнел, рвал с груди пиявок, давил их ногою. Его белеющие губы жались в комок».
Страница №3
И при всей близости автора к слову героя, авторский кругозор выходит за пределы казачьего мира. В романе много тончайших картин состояния бытия. Герои, охваченные чувством, часто не замечают того, что видит автор. Это свидетельствует об эпопейном мышлении автора. Мир в романе изображается через детали. Большую роль играют визуальные образы, нередко образующие целые полотна, например массовые сцены.
И при всей близости автора к слову героя, авторский кругозор выходит за пределы казачьего мира. В романе много тончайших картин состояния бытия. Герои, охваченные чувством, часто не замечают того, что видит автор. Это свидетельствует об эпопейном мышлении автора. Мир в романе изображается через детали. Большую роль играют визуальные образы, нередко образующие целые полотна, например массовые сцены.
Страница №4
Сосредоточенность на феноменальности мира в романе связана с отвержением религиозно-символического двоемирия. Целостность и материальность мира воплощается через органы чувств. Большую роль в восприятии героев различных явлений жизни играют запахи, что связано с изображаемым миром. Казачий быт более близок к природе. В любви героев преобладают животные начала, в том числе и запах любимого человека. Запахи в романе передают все стороны жизни: от цветения до разложения. Автор детально изображает гибель человеческой плоти, но ничего подобного нет в изображении животного мира. Таким образом писатель стремился донести до читателя мысль о ненормальности бытия, в частности о разрушении, которое несет любая война.
Сосредоточенность на феноменальности мира в романе связана с отвержением религиозно-символического двоемирия. Целостность и материальность мира воплощается через органы чувств. Большую роль в восприятии героев различных явлений жизни играют запахи, что связано с изображаемым миром. Казачий быт более близок к природе. В любви героев преобладают животные начала, в том числе и запах любимого человека. Запахи в романе передают все стороны жизни: от цветения до разложения. Автор детально изображает гибель человеческой плоти, но ничего подобного нет в изображении животного мира. Таким образом писатель стремился донести до читателя мысль о ненормальности бытия, в частности о разрушении, которое несет любая война.
Страница №5
За материальностью повествования скрывается народное мироощущение, в котором тело и дух неотделимы друг от друга. Сама художественность повествования адекватна изображению жизни. Все образные средства заимствованы автором из народной жизни, из природы, казачьего быта: «Огрубело сердце, будто солончак в засуху»... Пейзажи дают богатый материал для наблюдения за языком писателя. Истоки этого языка в народной речи, в том числе и в устном народном творчестве, свидетельством чего могут служить включенные в текст фольклорные элементы: пословицы и поговорки, стилистические фигуры (инверсии и повторы) и устойчивые образы, характерные для поэтики фольклора. Образный строй шолоховской речи со свойственным ему очеловечиванием природы (антропоморфизмом) также имеет народно-поэтическую основу.
     За материальностью повествования скрывается народное мироощущение, в котором тело и дух неотделимы друг от друга. Сама художественность повествования адекватна изображению жизни. Все образные средства заимствованы автором из народной жизни, из природы, казачьего быта: «Огрубело сердце, будто солончак в засуху»... Пейзажи дают богатый материал для наблюдения за языком писателя. Истоки этого языка в народной речи, в том числе и в устном народном творчестве, свидетельством чего могут служить включенные в текст фольклорные элементы: пословицы и поговорки, стилистические фигуры (инверсии и повторы) и устойчивые образы, характерные для поэтики фольклора. Образный строй шолоховской речи со свойственным ему очеловечиванием природы (антропоморфизмом) также имеет народно-поэтическую основу.
За материальностью повествования скрывается народное мироощущение, в котором тело и дух неотделимы друг от друга. Сама художественность повествования адекватна изображению жизни. Все образные средства заимствованы автором из народной жизни, из природы, казачьего быта: «Огрубело сердце, будто солончак в засуху»... Пейзажи дают богатый материал для наблюдения за языком писателя. Истоки этого языка в народной речи, в том числе и в устном народном творчестве, свидетельством чего могут служить включенные в текст фольклорные элементы: пословицы и поговорки, стилистические фигуры (инверсии и повторы) и устойчивые образы, характерные для поэтики фольклора. Образный строй шолоховской речи со свойственным ему очеловечиванием природы (антропоморфизмом) также имеет народно-поэтическую основу. За материальностью повествования скрывается народное мироощущение, в котором тело и дух неотделимы друг от друга. Сама художественность повествования адекватна изображению жизни. Все образные средства заимствованы автором из народной жизни, из природы, казачьего быта: «Огрубело сердце, будто солончак в засуху»... Пейзажи дают богатый материал для наблюдения за языком писателя. Истоки этого языка в народной речи, в том числе и в устном народном творчестве, свидетельством чего могут служить включенные в текст фольклорные элементы: пословицы и поговорки, стилистические фигуры (инверсии и повторы) и устойчивые образы, характерные для поэтики фольклора. Образный строй шолоховской речи со свойственным ему очеловечиванием природы (антропоморфизмом) также имеет народно-поэтическую основу.
Страница №6
Мастерство автора «Тихого Дона» заключается, прежде всего, в тщательном отборе диалектных слов и выражений, что придает тексту неповторимый колорит и в то же время не затрудняет чтение, даже если читатель не знаком с особенностями казачьего говора. Причем в авторской речи фольклорные заимствования и диалектизмы гармонично сочетаются с книжной лексикой, что позволяет писателю выразить народный тип сознания и одновременно провести границу между точкой зрения персонажа и взглядом автора.
Мастерство автора «Тихого Дона» заключается, прежде всего, в тщательном отборе диалектных слов и выражений, что придает тексту неповторимый колорит и в то же время не затрудняет чтение, даже если читатель не знаком с особенностями казачьего говора. Причем в авторской речи фольклорные заимствования и диалектизмы гармонично сочетаются с книжной лексикой, что позволяет писателю выразить народный тип сознания и одновременно провести границу между точкой зрения персонажа и взглядом автора.