Промыслы Тверской земли доклад по теме Культура и Искусство

Страница №1
Промыслы Тверской земли Выполнила учитель изобразительного искусства МОУ СОШ № 1 г. Торопец Шишлова Надежда Васильевна Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Д. С. Лихачев.
Страница №2
Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров не только украшают наш быт, в них живет душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура.
      Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров не только украшают наш быт, в них живет душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура.
Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров не только украшают наш быт, в них живет душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура. Народное искусство живет и сегодня. Творения мастеров не только украшают наш быт, в них живет душа народа, его видение мира, восприятие добра и зла, его культура.
Страница №3
Торжок- город мастеров
            Искусству торжокских золотошвей более 700 лет. В те отдаленные времена торговый город на Тверце — Торжок — привлекал купцов-иностранцев, привозивших заморские товары: шелк, бархат, парчу — ткани, достойные золотой вышивки. 
         Золотошвеи расшивали одежду для особ императорских фамилий.
Торжок- город мастеров Искусству торжокских золотошвей более 700 лет. В те отдаленные времена торговый город на Тверце — Торжок — привлекал купцов-иностранцев, привозивших заморские товары: шелк, бархат, парчу — ткани, достойные золотой вышивки. Золотошвеи расшивали одежду для особ императорских фамилий.
Страница №4
Руками торжокских мастериц было расшито золотом и серебром бальное платье для Екатерины II, а когда понадобилось вышивать порфиру для коронации Александра II, из Торжка в Петербург были привезены 30 лучших мастериц.
Руками торжокских мастериц было расшито золотом и серебром бальное платье для Екатерины II, а когда понадобилось вышивать порфиру для коронации Александра II, из Торжка в Петербург были привезены 30 лучших мастериц.
Страница №5
По преданию, очарованная этим искусством Екатерина II повелела собрать со всех губерний отменнейших незамужних красавиц, поселить их в Торжке и обучить рукоделию, дабы прекрасное создавалось руками прекрасных же дев.
По преданию, очарованная этим искусством Екатерина II повелела собрать со всех губерний отменнейших незамужних красавиц, поселить их в Торжке и обучить рукоделию, дабы прекрасное создавалось руками прекрасных же дев.
Страница №6
Побывав в Торжке, А. С. Пушкин писал В. Ф. Вяземскому: «Получала ли княгиня поясы и письмо мое из Торжка? ...Ах, каламбур! Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как оденет мои поясы».
Побывав в Торжке, А. С. Пушкин писал В. Ф. Вяземскому: «Получала ли княгиня поясы и письмо мое из Торжка? ...Ах, каламбур! Скажите княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как оденет мои поясы».
Страница №7
Сегодня на торжокской золотошвейной фабрике наряду с выставочными работами вышивают дамские сумочки из бархата и замши, головные уборы, декоративные подушки, брошки,  пояса.   Орнаментальные мотивы старинного золотного шитья сочетаются с растительным и геометрическим орнаментом
Сегодня на торжокской золотошвейной фабрике наряду с выставочными работами вышивают дамские сумочки из бархата и замши, головные уборы, декоративные подушки, брошки, пояса. Орнаментальные мотивы старинного золотного шитья сочетаются с растительным и геометрическим орнаментом
Страница №8
Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно,    , салфетки, оригинальные украшения     сувенирные изделия — закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.
Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, , салфетки, оригинальные украшения сувенирные изделия — закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.
Страница №9
Виртуальная экскурсия по музею
Виртуальная экскурсия по музею
Страница №10
Глиняная игрушка Торжка
Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы.   Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.
Глиняная игрушка Торжка Изготовление глиняных игрушек — особая отрасль гончарного дела. Мастера-игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде фигурок коня, птицы. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное.
Страница №11
Игрушки отличались лаконичной выразительной формой, иногда,  украшались мелким вдавленным рисунком. Среди них традиционные кони, всадники, животные, птицы, уточки, петушки, курочки.
Игрушки отличались лаконичной выразительной формой, иногда, украшались мелким вдавленным рисунком. Среди них традиционные кони, всадники, животные, птицы, уточки, петушки, курочки.
Страница №12
Торжокская игрушка
   Гончарный промысел  в г. Торжке возник в давно. Вначале гончары лепили посуду, а из остатков глины лепили игрушки- свистульки. А в 1975 году мастера организовали цех  по изготовлению игрушки. Птицы – павы, уточки, веселые петухи – их лепят  из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами(точки, капельки,  овалы).
Торжокская игрушка Гончарный промысел в г. Торжке возник в давно. Вначале гончары лепили посуду, а из остатков глины лепили игрушки- свистульки. А в 1975 году мастера организовали цех по изготовлению игрушки. Птицы – павы, уточки, веселые петухи – их лепят из оранжевой глины (терракоты) и расписывают яркими элементами(точки, капельки, овалы).
Страница №13
В Торжке воссоздан промысел глиняной расписной игрушки. Яркие, нарядные свистульки с так называемыми «налепами», - петушки, курочки. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.
В Торжке воссоздан промысел глиняной расписной игрушки. Яркие, нарядные свистульки с так называемыми «налепами», - петушки, курочки. Ярок и красочен живописный язык народной игрушки.
Страница №14
Резьба по дереву
В  Тверском крае исстари употреблялись различного назначения изделия, вырезанные из дерева. Это была и  деревянная посуда,   пряничные доски, прялки, веретёна, а также различные обереги и игрушки.
Резьба по дереву В Тверском крае исстари употреблялись различного назначения изделия, вырезанные из дерева. Это была и  деревянная посуда, пряничные доски, прялки, веретёна, а также различные обереги и игрушки.
Страница №15
Информация вложена в изображении слайда
Страница №16
Информация вложена в изображении слайда
Страница №17
Деревянная тверская игрушка
      Поделки из дерева – один из традиционных промыслов мастеров нашего региона.  Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц,  узнаваемые
     сюжеты сказок.
Деревянная тверская игрушка Поделки из дерева – один из традиционных промыслов мастеров нашего региона.  Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц, узнаваемые сюжеты сказок.
Страница №18
Продукция выпускается из дерева на токарной основе с выжиганием контура рисунка и ручной росписью.
Продукция выпускается из дерева на токарной основе с выжиганием контура рисунка и ручной росписью.
Страница №19
Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц,  узнаваемые
     сюжеты сказок.
Предприятие «Тверские сувениры» выпускает забавные фигурки сказочных персонажей, зверей и птиц, узнаваемые сюжеты сказок.
Страница №20
Информация вложена в изображении слайда
Страница №21
Тверская вышивка
Испокон веку славилась Тверская земля своими мастерами с ярким, самобытным искусством. Коллектив предприятия «Тверские узоры» бережно хранит и умело развивает традиции прошлого. Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки.
Тверская вышивка Испокон веку славилась Тверская земля своими мастерами с ярким, самобытным искусством. Коллектив предприятия «Тверские узоры» бережно хранит и умело развивает традиции прошлого. Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки.
Страница №22
Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки
Народная вышивка его мастериц отличается большим разнообразием: широко применяются белая и цветная гладь, вырезы, роспись, тамбур, мережки
Страница №23
Калязинские кружева
Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка.
Калязинские кружева Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка.
Страница №24
Калязинские кружева
       В Калязине, который называли «городом крахмала и кружев» этим промыслом занимались  с  1654 года.    Удивительны и таинственны  Калязинские кружева. Здесь и резные листья, и декоративные цветки, и птицы-павы. Все это можно увидеть в узорах шали, скатерти, воротничка, манжет.
Калязинские кружева В Калязине, который называли «городом крахмала и кружев» этим промыслом занимались с 1654 года. Удивительны и таинственны Калязинские кружева. Здесь и резные листья, и декоративные цветки, и птицы-павы. Все это можно увидеть в узорах шали, скатерти, воротничка, манжет.
Страница №25
Старинные и современные узоры, прочность и красота изделий  Калязинских кружевниц,   привлекают к ним внимание.
Старинные и современные узоры, прочность и красота изделий Калязинских кружевниц, привлекают к ним внимание.
Страница №26
Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.
Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.
Страница №27
В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки —круглые деревянные палочки. В специальную  подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки —круглые деревянные палочки. В специальную  подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
Страница №28
Вышневолоцкое стекло «завод Красный Май»
Стекло…Этот чудесный материал сопровождает нас всю жизнь. В 1895 году завод был основан купцом А.В. Болотиным. Слава о болотинском стекле гремела и во времена советской власти. Многими изделиями прославились местные мастера. И  даже рубиновые звезды для башен Кремля изготавливали на этом заводе.
Вышневолоцкое стекло «завод Красный Май» Стекло…Этот чудесный материал сопровождает нас всю жизнь. В 1895 году завод был основан купцом А.В. Болотиным. Слава о болотинском стекле гремела и во времена советской власти. Многими изделиями прославились местные мастера. И даже рубиновые звезды для башен Кремля изготавливали на этом заводе.
Страница №29
Вазы, посуда, сувениры, изделия из сульфидного стекла поражают своей красотой. Изделия могут быть теплых и холодных тонов, с симметричным и ассиметричным рисунком, напоминающем растительный или геометрический узор.
Вазы, посуда, сувениры, изделия из сульфидного стекла поражают своей красотой. Изделия могут быть теплых и холодных тонов, с симметричным и ассиметричным рисунком, напоминающем растительный или геометрический узор.
Страница №30
музей вышневолоцкого стекла
музей вышневолоцкого стекла
Страница №31
Информация вложена в изображении слайда
Страница №32
Конаковский фаянсовый завод
Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина находится в г. Конаково.         Выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика) из привозного сырья. Конаковский фаянсовый завод основан в 1809 А.Ауэрбахом. В 1870 куплен М. С. Кузнецовым у А. А. Ауэрбаха.
Конаковский фаянсовый завод Конаковский фаянсовый завод им. М. И. Калинина находится в г. Конаково. Выпускает столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика) из привозного сырья. Конаковский фаянсовый завод основан в 1809 А.Ауэрбахом. В 1870 куплен М. С. Кузнецовым у А. А. Ауэрбаха.
Страница №33
Информация вложена в изображении слайда
Страница №34
Среди изделий выделяется мелкая тарелка с нарядной, расположенной не только по бортику, но и на зеркале живописью   Орнамент, нанесенный по ее борту, построен на чередовании мелких полевых цветов, ромашек, пышных роз, листочков разных форм и размеров.  
Среди изделий выделяется мелкая тарелка с нарядной, расположенной не только по бортику, но и на зеркале живописью   Орнамент, нанесенный по ее борту, построен на чередовании мелких полевых цветов, ромашек, пышных роз, листочков разных форм и размеров.
Среди изделий выделяется мелкая тарелка с нарядной, расположенной не только по бортику, но и на зеркале живописью Орнамент, нанесенный по ее борту, построен на чередовании мелких полевых цветов, ромашек, пышных роз, листочков разных форм и размеров. Среди изделий выделяется мелкая тарелка с нарядной, расположенной не только по бортику, но и на зеркале живописью Орнамент, нанесенный по ее борту, построен на чередовании мелких полевых цветов, ромашек, пышных роз, листочков разных форм и размеров.
Страница №35
Для того чтобы рисунок плотной каймой стелился по краю, просветы между более крупными элементами (цветами, листьями) заполнены изящными, упруго закрученными усиками, невесомыми тычинками, травками, точками. Роспись выполнена от руки черной и синей надглазурной краской
Для того чтобы рисунок плотной каймой стелился по краю, просветы между более крупными элементами (цветами, листьями) заполнены изящными, упруго закрученными усиками, невесомыми тычинками, травками, точками. Роспись выполнена от руки черной и синей надглазурной краской
Страница №36
Источники
   Ресурсы Интернет http://www.tverpromtorg.ru/industry/industry-production/light/nhp/
http://www.farforzavod.ru/
http://www.zolotoshveya.com/
http://suveniry-tver.ru/
Край вдохновения. Т. Бойцова, Московский рабочий. 1986 г.
Солнечный. Художественная галерея. А. Березин.
   Ленинград. «Художник РСФСР», 1982 г.
Источники Ресурсы Интернет http://www.tverpromtorg.ru/industry/industry-production/light/nhp/ http://www.farforzavod.ru/ http://www.zolotoshveya.com/ http://suveniry-tver.ru/ Край вдохновения. Т. Бойцова, Московский рабочий. 1986 г. Солнечный. Художественная галерея. А. Березин. Ленинград. «Художник РСФСР», 1982 г.