Урок-презентация Древнерусская литература Слово о полку Игореве Учитель – Балобанова А П доклад по теме Литература

Доклад раскрывает тему "Урок-презентация Древнерусская литература Слово о полку Игореве Учитель – Балобанова А П ".
Презентация поможет подготовится к предмету Литература, может быть полезна как ученикам и студентам, так и преподавателям.
Материал представлен на 20 страницах, оформлен в виде презентации, доступен для скачивания и просмотра онлайн.

Навигация по документу

Страница №1
Урок-презентация «Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» Учитель – Балобанова А.П.
Страница №2
Цель урока.

       Познакомиться с историей открытия «Слова…» и событиями, нашедшими отражение в произведении; композицией, жанром, сюжетом, поэтическими особенностями.
Цель урока. Познакомиться с историей открытия «Слова…» и событиями, нашедшими отражение в произведении; композицией, жанром, сюжетом, поэтическими особенностями.
Страница №3
Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека...
         Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека...
Чивилихин В.
Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека... Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это XII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине XIVвека... Чивилихин В.
Страница №4
История открытия «Слова…».
История открытия «Слова…».
Страница №5
Источник «Слова…»
Источник «Слова…»
Страница №6
В “Слове…” рассказывается о походе северских князей, с Игорем во главе, на половцев в 1185 году.
В “Слове…” рассказывается о походе северских князей, с Игорем во главе, на половцев в 1185 году.
Страница №7
Композиция «Слова…»
Композиция «Слова…»
Страница №8
Жанр «Слова…»
         Сложность композиции определяется выбором жанра произведения:


	
   Д. С. Лихачев говорит о том, что автору  «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве - и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли - и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.
Жанр «Слова…» Сложность композиции определяется выбором жанра произведения: Д. С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве - и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли - и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.
Страница №9
Герои «Слова…»

Князь Игорь
       
      
    Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение - не охлаждает его боевого пыла.
Герои «Слова…» Князь Игорь Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение - не охлаждает его боевого пыла.
Страница №10
Жена князя Игоря 
                              Ярославна

Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.
Жена князя Игоря Ярославна Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.
Страница №11
Святослав


  Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объеди­нить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта - вот отличительные чер­ты этого сильного человека.
Святослав Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объеди­нить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта - вот отличительные чер­ты этого сильного человека.
Страница №12
Брат князя Игоря Всеволод
Брат князя Игоря Всеволод
  Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

Русская земля, Родина
  Мир родины, общий русский 
мир показан не мстительным, 
а добрым. Доброта как основа 
отношения русского народа к 
миру и к людям выявлены 
автором очень ярко.
Брат князя Игоря Всеволод Брат князя Игоря Всеволод Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Русская земля, Родина Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко.
Страница №13
Словарь исторических и мифологических имён.
Боян – древнерусский княжеский певец.
Велес (Волос) – славянский языческий  бог богатства и скота, проводник в загробный мир.	
Всеволод Святославович – князь   Курский и Трубчевский, родной брат Игоря Святославовича. Умер в 1196г.
Гзак, Кобяк, Кончак – половецкие ханы.
Дажьбог (Даждьбог) – один из древнейших славянских богов, бог этого Мира, солнечный бог, носитель солнечного света.
Желя и Карна – поэтическое олицетворение скорби и печали.
Игорь Святославович – внук Олега Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского. Умер в 1202г.
Овлур – половец, бежавший на Русь вместе с Игорем.
Святослав Всеволодович – двоюродный брат Игоря и Всволода. Великий князь Киевский.
Ярославна – Ефросиния Ярославовна, дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря Святославича.
Словарь исторических и мифологических имён. Боян – древнерусский княжеский певец. Велес (Волос) – славянский языческий бог богатства и скота, проводник в загробный мир. Всеволод Святославович – князь Курский и Трубчевский, родной брат Игоря Святославовича. Умер в 1196г. Гзак, Кобяк, Кончак – половецкие ханы. Дажьбог (Даждьбог) – один из древнейших славянских богов, бог этого Мира, солнечный бог, носитель солнечного света. Желя и Карна – поэтическое олицетворение скорби и печали. Игорь Святославович – внук Олега Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского. Умер в 1202г. Овлур – половец, бежавший на Русь вместе с Игорем. Святослав Всеволодович – двоюродный брат Игоря и Всволода. Великий князь Киевский. Ярославна – Ефросиния Ярославовна, дочь Ярослава Владимировича Галицкого, вторая жена Игоря Святославича.
Страница №14
Поэтические особенности
Поэтические особенности
Страница №15
Поэтические особенности
Поэтические особенности
Страница №16
Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий.
  Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий.
Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий. Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий.
Страница №17
«Слово о полку Игореве» в гравюрах В.А.Фаворского
«Слово о полку Игореве» в гравюрах В.А.Фаворского
Страница №18
Информация вложена в изображении слайда
Страница №19
Контрольные вопросы и задания
1. Как автор «Слова…» оценил исторические события? Каким человеком    он вам представляется?
2. Как в слове «братие» отразилось идейное содержание поэмы? Автор знал об ослаблении Киевской Руси и её феодальной раздробленности, но в поэме он не упоминает отдельных княжеств. Как вы думаете, почему?
3. Как относится автор к князю Игорю?
4. Почему «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора?
5. Какими чертами автор наделяет природу? Почему он олицетворяет природу с красной от крови ковыльной степью?
6. Кто она – Ярославна?
7. Что видят наши современники непреходящего и вечного? Что вам кажется особенно актуальным в нём для сегодняшнего времени? 
Контрольные вопросы и задания 1. Как автор «Слова…» оценил исторические события? Каким человеком он вам представляется? 2. Как в слове «братие» отразилось идейное содержание поэмы? Автор знал об ослаблении Киевской Руси и её феодальной раздробленности, но в поэме он не упоминает отдельных княжеств. Как вы думаете, почему? 3. Как относится автор к князю Игорю? 4. Почему «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора? 5. Какими чертами автор наделяет природу? Почему он олицетворяет природу с красной от крови ковыльной степью? 6. Кто она – Ярославна? 7. Что видят наши современники непреходящего и вечного? Что вам кажется особенно актуальным в нём для сегодняшнего времени? 
Страница №20
Информация вложена в изображении слайда