ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ презентация по теме История

  • ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
  • Литература раннего западного Средневековья

Рассказы о жизни святых — агиографии. 
Энциклопедические, научные и историографические труды.
Мифология , героический эпос, сага.
  • Героический эпос
Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место. 
Песни о богах и героях заменяли варварам историю. 
Самый древний — ирландский эпос.
  • сага
Особая форма эпических сказаний ——сага  появилась в древней исландии. 
 Исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать». 
Складывали саги скандинавские поэты IХ-ХII вв. — скальды. 
Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах .
  • Эдды
Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».
  • Главный из богов — одноглазый Один, который первоначально был богом войны.
  • Второй по значению — бог грозы и плодородия Тор.
  • Третий — зловредный бог Локи.
  • А самый значительный герой — богатырь Сигурд.
  • В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.
В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.
  • Ирландская Сага
Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели).
  • В  саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.
В  саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.
  • Литература Романской эпохи
ХI-ХII вв. 
Основные жанры: 
«ученая» церковная литература; 
рыцарская литература (героический эпос и куртуазный роман)
  • Героический эпос 
В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв.
  • «Песнь 
о нибелунгах»
Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла, который в поеме  превратился в доброго, безвольного Этцеля.
  • «Песнь о нибелунгах»
Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.
  • . Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов.
. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов.
 Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян. 
Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.
  • Куртуазная литература 
(от фр.— учтивый),
Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.
  • Литература Готического периода.

Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода -  вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы.
Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверов  во Франции,  
миннезингеров  в Германии.
  • Трубадур
Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку  и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.
  • Труверы
Труверы  -французские - придворные поэты-певцы . 
Родилось и искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.
  • Миннезингеры
Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.
  • Лирическая  поэзия трубадуров  возникла на юге Франции в Провансе .
 Подразделялась на ­ следующие жанры: 
алъба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; 
пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой; 
сирвента — стихотворение на моральную и политическую тему ;
тенсоны — стихотворные диспуты. (буквально “спор”).
  • К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических произведений?

Встретил пастушку вчера я, 
Здесь у ограды блуждая. 
Бойкая, хоть и простая, 
Мне повстречалась девица.
Шубка на ней меховая
И кацавейка цветная
Чепчик — от ветра прикрыться.
  • Городская литература Готического периода.
С развитием городов появились и новые формы литературных произведений.
Светская городская литература позднего Средневековья представлена следующими  жанрами: 
во-первых - фаблио и шванки -  реалистическими стихотворными новеллами;
 во- вторых - лирикой вагантов — бродячих студентов, школяров, низшего духовенства, 
 в - третьих - народными сатирическими поэмами,
 в – четвертых –баллады.
  • Городская литература Готического периода.
В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, 
которые во Франции назывались фаблио,
 а в Германии — шванк, 
были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.
  • Лирическая поэзия вагантов 
Лирическая поэзия вагантов 
(от лат. vagantez — бродячие люди), 
воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.
  • Нищий студент
Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина.
Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье.
На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим.
В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса.
К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает.
Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану.
А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.
  • Народные поэмы
  • Баллады
В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.
  • Баллада о благородном рыцаре Айвенго
  • Робин Гуд  и Айвенго упоминается в произведениях
Робин Гуд  и Айвенго упоминается в произведениях
 У. Шекспира, и В. Скотта.
Если вам понравился материл вы можете разместить его у вас на сайте.
Открыть доклад
Скачать
Презентация по теме ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ . Материал содержит 38 слайдов. Вы можете использовать его для подготовки к уроку История. Он будет полезен как ученикам и студентам, так и преподавателям школ и вузов. Вы можете просмотреть презентацию у нас на сайте или скачать к себе. Все материалы абсолютно бесплатны.

ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Литература раннего западного Средневековья Рассказы о жизни святых — агиографии. Энциклопедические, научные и историографические труды. Мифология , героический эпос, сага.

Героический эпос Героический эпос как целостная картина народной жизни был самым значительным наследием литературы раннего Средневековья и занимал в художественной культуре Западной Европы важное место. Песни о богах и героях заменяли варварам историю. Самый древний — ирландский эпос.

сага Особая форма эпических сказаний ——сага появилась в древней исландии. Исландское слово «сага» происходит от глагола «сказать». Складывали саги скандинавские поэты IХ-ХII вв. — скальды. Древнеисландские саги очень разнообразны: саги о королях, сага об исландцах, саги о древних временах .

Эдды Собрание этих саг дошло до нас в виде двух Эдд: «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды».

Главный из богов — одноглазый Один, который первоначально был богом войны.

Второй по значению — бог грозы и плодородия Тор.

Третий — зловредный бог Локи.

А самый значительный герой — богатырь Сигурд.

В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье. В основе героических песен «Старшей Эдды» лежат общегерманские эпические сказания о золоте Нибелунгов, на котором лежит проклятие и которое всем приносит несчастье.

Ирландская Сага Саги получили распространение и в Ирландии — самом крупном очаге кельтской культуры в средние века. Это была единственная страна Западной Европы, куда не ступала нога римского легионера. Ирландские сказания создавали и передавали потомкам друиды (жрецы), барды (певцы-поэты) и фелиды ( предсказатели).

В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий. В саге «Беовульф» — героическом эпосе англосаксов, фантастические приключения героев происходят на фоне исторических событий.

Литература Романской эпохи ХI-ХII вв. Основные жанры: «ученая» церковная литература; рыцарская литература (героический эпос и куртуазный роман)

Героический эпос В германском эпосе «Песнь о нибелунгах», есть и историческая основа, и сказка-вымысел. В эпосе отражены события Великого переселения народов IV-V вв.

«Песнь о нибелунгах» Есть и реальное историческое лицо — грозный вождь Атилла, который в поеме превратился в доброго, безвольного Этцеля.

«Песнь о нибелунгах» Действие поэмы переносит нас в мир придворных празднеств, рыцарских турниров и прекрасных дам.

. Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов. . Главный герой поэмы — нидерландский королевич Зигфрид, юный рыцарь, который совершил множество чудесных подвигов. Он смел и отважен, молод и пригож, дерзок и самонадеян. Но трагично сложилась судьба Зигфрида и его будущей жены Кримхильды, для которых роковым стал клад с золотом Нибелунгов.

Куртуазная литература (от фр.— учтивый), Главными темами светской рыцарской, или куртуазной, литературы, которая возникла при дворах феодалов, были любовь к прекрасной даме, прославление подвигов и отражение ритуалов рыцарской чести.

Литература Готического периода. Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии Готического периода - вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы. Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии.

Трубадур Трубадур — вольный художник, свободный певец-странник. «Трубадурское художество» приносило певцу неплохой доход, если, конечно, песни его нравились. Трубадур не был ничьим слугой и свою музыку и стихи сочинял не по заказу, а по собственному усмотрению. Странствующие трубадуры пользовались большим почетом у феодалов.

Труверы Труверы -французские - придворные поэты-певцы . Родилось и искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.

Миннезингеры Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.

Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в Провансе . Подразделялась на ­ следующие жанры: алъба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой; сирвента — стихотворение на моральную и политическую тему ; тенсоны — стихотворные диспуты. (буквально “спор”).

К каким формам поэзии относятся следующие отрывки поэтических произведений? Встретил пастушку вчера я, Здесь у ограды блуждая. Бойкая, хоть и простая, Мне повстречалась девица. Шубка на ней меховая И кацавейка цветная Чепчик — от ветра прикрыться.

Городская литература Готического периода. С развитием городов появились и новые формы литературных произведений. Светская городская литература позднего Средневековья представлена следующими жанрами: во-первых - фаблио и шванки - реалистическими стихотворными новеллами; во- вторых - лирикой вагантов — бродячих студентов, школяров, низшего духовенства, в - третьих - народными сатирическими поэмами, в – четвертых –баллады.

Городская литература Готического периода. В отличие от куртуазной городская поэзия тяготела к обыденной жизни, к быту. Реалистические стихотворные новеллы, которые во Франции назывались фаблио, а в Германии — шванк, были светским жанром, и их сюжеты носили комический и сатирический характер, а главными героями были, как правило, хитрые, не лишенные авантюризма простолюдины.

Лирическая поэзия вагантов Лирическая поэзия вагантов (от лат. vagantez — бродячие люди), воспевающая щедрые дары природы, плотскую любовь, радость винопития и азартные игры, создавалась на латинском языке. Ее авторами были озорные школяры, неунывающие клирики и обедневшие рыцари.

Нищий студент Я кочующий школяр... На меня судьбина свой обрушила удар, что твоя дубина. Не для суетной тщеты, не для развлеченья — из-за горькой нищеты бросил я ученье. На осеннем холоду, лихорадкой мучим, в драном плащике бреду, под дождем колючим. В церковь хлынула толпа, долго длится месса. Только слушаю попа я без интереса. К милосердию аббат паству призывает, а его бездомный брат зябнет, изнывает. Подари, святой отец, мне свою сутану, и тогда я наконец мерзнуть перестану. А за душеньку твою я поставлю свечку, чтоб господь тебе в раю подыскал местечко.

Народные поэмы

Баллады В Англии были популярны баллады о Робин Гуде — благородном разбойнике, защитнике бедных и обездоленных.

Баллада о благородном рыцаре Айвенго

Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях Робин Гуд и Айвенго упоминается в произведениях У. Шекспира, и В. Скотта.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"

Готовые презентации по истории предназначены как для самостоятельного изучения учениками, так и для учителей при проведении уроков. При использовании презентации по истории в учебном процессе учителя тратят меньше времени на подготовку к уроку и повышают усваиваемость материала у учеников. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по истории для 5,6,7,8,9,10 класса, а также много презентации по истории отечества.